Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Хабаровского края по проблемным вопросам применения статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)

Рекомендации Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Хабаровского края по проблемным вопросам применения статьи 10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 10.06.2010 г.

Научно-консультативный совет при Арбитражном суде Хабаровского края в целях обеспечения единообразия в толковании и применении судом норм права рекомендует при рассмотрении споров, связанных с применением статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), исходить из следующих положений.

1. Исковое заявление (заявление) о привлечении к субсидиарной ответственности физического лица, являющегося одновременно руководителем и контролирующим должника лицом, рассматривается арбитражным судом в процессуальном порядке, указанном заявителем, исходя из обстоятельств дела, без выделения какого-либо из требований в отдельное производство.

Согласно второму абзацу пункта 4 статьи 10 Закона о банкротстве контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или исполнения текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу.

Заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника (первый абзац пункта 6 статьи 10 Закона о банкротстве).

В соответствии с абзацем 2 части 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Таким образом, для привлечения к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица необходимо установить совокупность следующих обстоятельств: наличие у ответчика права давать обязательные указания для должника либо возможности иным образом определять действия должника; совершение ответчиком действий, свидетельствующих об использовании такого права и (или) возможности; наличие причинно-следственной связи между использованием ответчиком своих прав и (или) возможностей в отношении должника и действиями должника, повлекшими его несостоятельность (банкротство); недостаточность имущества должника для расчетов с кредиторами; вина ответчика (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу пунктов 2, 5 статьи 10 Закона о банкротстве заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника рассматривается в порядке искового производства.

Нарушение обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд в случаях и в срок, которые установлены статьей 9 Закона о банкротстве, влечет за собой субсидиарную ответственность лиц, на которых Законом о банкротстве возложена обязанность по принятию решения о подаче заявления должника в арбитражный суд и подаче такого заявления, по обязательствам должника, возникшим после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве (пункт 2 статьи 10 Закона о банкротстве). Статьей 9 Закона о банкротстве такая обязанность, в том числе, возложена на руководителя должника.

Кроме этого, согласно пункту 5 статьи 10 Закона о банкротстве руководитель должника несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника, если документы бухгалтерского учета и (или) отчетности к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об имуществе и обязательствах должника и их движении либо если указанная информация искажена.

Ответственность руководителя должника, как и контролирующих должника лиц, является гражданско-правовой, в связи с чем, возложение на руководителя должника обязанности нести субсидиарную ответственность осуществляется по правилам статьи 15 ГК РФ. Для привлечения руководителя должника к гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда (наличие обстоятельств, установленных статьей 9 и пунктами 2, 5 Закона о банкротстве), причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину причинителя вреда.

2. Содержащийся в пункте 6 статьи 10 Закона о банкротстве запрет на прекращение производства по делу о банкротстве до вынесения арбитражным судом определения по требованию о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности не препятствует завершению конкурсного производства в отношении должника.

До внесения изменений в Закон о банкротстве Федеральным законом от 30.12.2008 №296-ФЗ одним из оснований для прекращения производства по делу о банкротстве являлось завершение процедуры конкурсного производства. Закон о банкротстве в действующей редакции придает данным процессуальным действиям самостоятельное значение и предусматривает различные как материальные, так и процессуальные последствия.

В силу пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 настоящего Федерального закона - определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Иные обстоятельства, служащие основанием для прекращения производства по делу о банкротстве, предусмотрены статьей 57 Закона о банкротстве.

В случае вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве решение арбитражного суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства не подлежит дальнейшему исполнению.

В силу статей 56, 57 Закона о банкротстве прекращение арбитражным судом производства по делу о банкротстве является основанием для прекращения действия всех ограничений, предусмотренных настоящим законом и являющихся последствием принятия заявления о признании должника банкротом и (или) введения наблюдения.

Согласно пункту 3 статьи 149 Закона о банкротстве определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства является основанием для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

Кроме этого, в соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" иски конкурсных управляющих о привлечении этих лиц к ответственности рассматриваются судами по установленной процессуальным законодательством подведомственности. Предъявление такого иска может служить основанием для отложения рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства (статьи 147, 149 Закона). Таким образом, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации допускает возможность завершения конкурсного производства до вынесения арбитражным судом определения по требованию о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности.

При этом следует отметить, что именно после завершения конкурсного производства во всех случаях можно получить полностью достоверные сведения о недостаточности имущества должника-банкрота для удовлетворения требований кредиторов, а также о размере непогашенной задолженности перед каждым кредитором и по каждому виду обязательных платежей.

Кроме этого, завершение конкурсного производства не влечет утрату права конкурсных кредиторов и уполномоченного органа на предъявление требований о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статье 10 Закона о банкротстве.

3. Действующее законодательство не исключает возможность привлечения к субсидиарной ответственности физических лиц, указанных в статье 10 Закона о банкротстве, после вынесения арбитражным судом определения о завершении конкурсного производства и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

В соответствии с первым абзацем пункта 6 статьи 10 Закона о банкротстве заявление о привлечении контролирующих должника лиц к ответственности по основаниям, предусмотренным Законом о банкротстве, рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства арбитражным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.

Кроме этого, в силу пункта 12 статьи 142 Закона о банкротстве в случае, если требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа не были удовлетворены за счет конкурсной массы, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы и уполномоченный орган, требования которых не были удовлетворены, имеют право до завершения конкурсного производства подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, указанных в статьях 9 и 10 Закона о банкротстве.

Согласно части 6 статьи 64 ГК РФ, пункту 9 статьи 142 Закона о банкротстве требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными.

Признание неудовлетворенных требований кредиторов погашенными по причине недостаточности имущества должника означает, что такие требовании в дальнейшем не могут предъявляться к исполнению, за исключением случаев, когда кредиторы, чьи требовании не были удовлетворены в полном объеме в ходе конкурсного производства, имеют право требования к третьим лицам, получившим незаконно имущество должника (пункт 11 статьи 142 Закона о банкротстве).

При этом ни Закон о банкротстве, ни статьи 56, 399 ГК РФ не рассматривают окончание ликвидации должника как момент, с наступлением которого увязывалась бы возможность предъявления конкурсными кредиторами требований к лицам, несущим субсидиарную ответственность. Иски к указанным лицам могут быть заявлены конкурсными кредиторами как во время осуществления производства по делу о банкротстве, так и после завершения конкурсного производства.

Таким образом, завершение конкурсного производства и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации должника не влечет прекращение обязательства должника по удовлетворению требований кредиторов. На место должника в данных обязательствах заступают лица, несущие субсидиарную ответственность.

Так, согласно пункту 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" иски конкурсных управляющих о привлечении к ответственности лиц, указанных в пункте 4 статьи 10 настоящего Федерального закона рассматриваются арбитражными судами по установленной процессуальным законодательством подведомственности. Предъявление такого иска может служить основанием для отложения рассмотрения вопроса о завершении конкурсного производства (статьи 147, 149 Федерального закона). В тех случаях, когда указанные лица не были привлечены к субсидиарной ответственности в таком порядке, соответствующие исковые требовании могут быть предъявлены к ним каждым кредитором или уполномоченным органом (пункт 3 статьи 56 ГК РФ).

Сервис временно не доступен